Теория и методика профессиональной подготовки логопедов в высшем учебном заведении
Теория и методика профессиональной подготовки логопедов в высшем учебном заведении
(доктор педагогических наук, профессор Оганесян Е.В.)
КРИЗИСЫ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ И КАК ПРИ НИХ ВЫЖИТЬ ЛОГОПЕДИИ
Модернизация «по-нашему»
БЫЛО | СТАЛО |
Образование одноступенчатое |
Образование двухступенчатое |
профессиональное для всех с квалификацией и специальностью |
без профессиональной квалификации на первой ступени со второй ступенью со специальностью не для всех |
специальность, специалитет, специализация, квалификация, (аспирантура и т.д). |
специальность, специалитет, специализация, квалификация, (аспирантура и т.д). |
НАДО:
|
Образование двухступенчатое профессиональное с квалификацией, профилизацией и компетентностной подготовкой на первой ступени для всех и специальностью на второй ступени для всех: направление, профиль, подпрофиль, компетенция, квалификация по бакалавриату, магистратура со специальностью по магистратуре,( аспирантура и т.д.) |
Как обеспечить на 1 ступени следующее:
- дифференцированное и своевременное пополнение процесса обучения студентов новым и востребованным содержанием;
- дифференцированное и своевременно пополнение процесса обучения студентов новым и востребованным содержанием
сохранение и возобновление контингента обучаемых всех видов: базовое высшее образование, переподготовка и повышения квалификации.
Исследования и разработки в Институте ведутся по направлениям:
Индивидуализация теоретической подготовки бакалавра
индивидуальный маршрут студента внутри учебного процесса:
- Посещение и углубленное изучение студентом дисциплин, связанных с выбранным подпрофилем и компетенцией
- Минимальные затраты времени на «далекие» от профиля и компетенции дисциплины с тестовым контролем результатов
Балльно-рейтинговая система
- это комплекс учебных, организационных и административных мероприятий, обеспеченных учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, основанный на регулярном контроле учебной деятельности каждого студента, результаты которого отражены в балльной оценке.
Эта оценка учитывает различные виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы студента – теоретическую составляющую, практические (семинарские) занятия, лабораторные и практические работы, индивидуальные домашние задания, тесты, коллоквиумы и пр.
Задачами балльной системы являются:
- создание системы комплексной дифференцированной оценки результативности и качества учебной работы студентов;
- обеспечение объективности и прозрачности системы оценки успеваемости студентов;
- определение единых требований к оценке успеваемости студентов;
- помощь студенту в выборе оптимального индивидуального и наиболее мотивированного образовательного маршрута.
Общая успеваемость студентов (в баллах) по каждой дисциплине учебного плана, независимо от его общей трудоемкости, оценивается максимально в 100 баллов и включает:
- различные виды текущего контроля успеваемости (оценку самостоятельной и аудиторной работы студента в течение семестра);
- дополнительные мероприятия (участие в НИР, конференциях, содержательные вопросы и ответы на занятиях, выполнение дополнительных лабораторных работ, выполнение заданий повышенной сложности и т.д.)
- рубежный контроль (периодический контроль успеваемости студентов по окончании изучения отдельной дисциплины).
Пример распределения баллов по учебной дисциплине:
|
Учебно-контрольное мероприятие |
Баллы |
Примечание |
Объективные методы контроля |
Профильно-ориентированное тестирование |
0-60 |
не более 20 |
Контрольное тестирование |
не более 40 |
||
Заполнение рабочей тетради |
не более 20 |
||
Учебные мероприятия, оцениваемые преподавателем |
Прием контрольной работы |
0-40 |
не более 20 |
Прием экзамена преподавателем |
не более 40 |
||
Прием зачета преподавателем |
не более 40 |
||
Практические занятия |
не более 20 |
||
Лабораторные занятия |
не более 20 |
||
Участие в НИР |
не более 20 |
||
Участие в конференции |
не более 20 |
||
Участие в мастер-классе |
не более 20 |
||
Участие в конкурсе работ |
не более 20 |
||
Прохождение практики |
не более 20 |
||
Работа с преподавателем-консультантом |
не более 20 |
||
Выполнение заданий повышенной сложности |
не более 20 |
||
Индивидуальные мероприятия |
не более 20 |
Объективные методы контроля:
Контрольное тестирование – приоритетная форма контроля текущей успеваемости. Каждое тестовое задание представляет собой набор вопросов, по изученной дисциплине. Контрольное тестирование проводится в форме компьютерного тестирования. Количество предъявляемых вопросов – 60. Время проведения – 60 минут.
Рабочая тетрадь – форма контрольной работы в виде учебного пособия, в которое включены разделы программы дисциплины, тестовые задания к представленным разделам и список рекомендуемой литературы с указанием страниц. К учебному пособию прилагаются бланки ответов. При выполнении заданий пособия студент отмечает правильный ответ крестиком в необходимой ячейке бланка. До начала сессии учебное пособие вместе с заполненными бланками ответов сдаются в Деканат.
Учебные мероприятия, оцениваемые преподавателем:
Оценка участия студента в активных формах обучения – оценка, выставляемая по итогам выполнения лабораторных работ, участия в практических занятиях, работе с преподавателем-консультантом, подготовке докладов, выступлений на семинарских занятиях, круглых столах, конференциях, мастер-классах, участия в конкурсах научных работ и т.п.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу осуществляется следующим образом:
Кол-во баллов | Оценка |
0-29 | неудовлетворительно |
30-44 | удовлетворительно |
45-59 | хорошо |
60-100 | отлично |
Кол-во баллов | Оценка |
0-29 | не зачтено |
30-100 | зачтено |
Целевая практическая подготовка бакалавра
Закрепление за студентом:
- персональной сферы практической подготовки,
- руководителя курсовых работ, практики, дипломной работы,
- в идеале - куратора первого года самостоятельной работы с персональной сертификацией от его имени после его успешного завершения
Наиболее востребованными компетенциями по результатам опроса студентов бакалавриата по СДО оказались:
- Диагностика, коррекция, реабилитация и социальная адаптация детей с отклонениями в поведении и проблемами в развитии;
- Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях;
- Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха в школьных учреждениях;
- Обучение и воспитание умственно отсталых детей в дошкольном учреждении;
- Обучение и воспитание умственно отсталых детей в школьных учреждениях;
- Педагог специальных образовательных учреждений, домашний воспитатель;
- Психологическое сопровождение образования детей и подростков;
- Диагностика и коррекция нарушений речи, письма и чтения;
- Обучение, психологическая и социальная адаптация детей с проблемами в развитии;
- Формирование готовности детей с речевыми нарушениями к обучению в школе;
- Ранняя диагностика, коррекция, психологическая и социальная адаптация детей с проблемами в развитии;
- Речевая и психологическая реабилитация больных с афазией (сопровождение больных после инсульта, черепно-мозговых травм в клиниках и на дому);
- Социальная адаптация детей с нарушением интеллектуального развития.
- Разработка учебно-методического комплекса каждой компетенции только соответствующим специалистом, являющимся «узким» и высококвалифицированным профессионалом в этой области.
- Подтвержденное официальным договором с вузом место практики для студентов, выбирающих данную компетенцию, с указанием реального предельного количества студентов, которые могут быть приняты этим учреждением для выполнения курсовых и выпускных работ под руководством именно этого специалиста.
- Назначение этого же специалиста руководителем курсовых и дипломных работ студентов, выбравших данную компетенцию.
«Метод динамического тестирования в определении структуры знаний студентов» (Борисова В.В., 2006)
«Система верификации тестовых заданий для контроля уровня знаний студентов в вузе» (Метельская Т.А., 2007).
Комплекс тестовых заданий должен:
- в соответствии с учебной программой дисциплины, равномерно охватывать все разделы дисциплины;
- обладать широким распределением заданий по степени трудности как по комплексу в целом, так и по каждому разделу изучаемой дисциплины;
- обладать высокой степенью адекватности, то есть, результаты тестирования должны эффективно дифференцировать студентов по уровню знаний;
- обладать высокой степенью устойчивости для выявления остаточных знаний студентов, выявлять знания, основанные не на механическом запоминании отдельных разрозненных фактов, а на глубоком целостном понимании предмета;
- быть помехоустойчивым, то есть исключающим влияние вероятностного варианта тестирования;
- обладать достаточным объемом, исключающим возможность «натаскивания», то есть механического запоминания заданий и вариантов ответов на задания;
- быть достаточно разнообразным по форме заданий и формулировок, чтобы избежать быстрой утомляемости тестируемых.
- обладать высокой степенью валидности, то есть результаты тестирования должны отражать именно те качества, умения и навыки студента, которые как необходимы для дальнейшего прогресса в обучении, так и характеризуют студента как будущего специалиста.
- При конструировании тестового задания используются четыре формы: открытая; закрытая; на соответствие; на упорядочение.
Параметры ориентации комплекса:
- трудность;
- адекватность;
- комплексный параметр
- адекватной трудности;
- устойчивость;
- важность соответствующего раздела;
- теоретическую и практическую
- направленность.



Записаться на курсы можно позвонив нам
тел. 8 (495) 626-29-62 многоканальный, с 10.00 до 17.00, пн.-пт.,
написав электронное письмо на da@mueg.ru,
или заполнив заявку на сайте.
А также ждем вас в соцсети ВКонтакте
Оферта для бюджетных организаций по запросу da@mueg.ru